Наш ответ Чемберлену
За этой забавной фразой кроются важные внешнеполитические события второй половины 20-х годов, ХХ века. Когда Советский Союз окончательно оформился как государство, страна поставила перед собой амбициозные внешнеполитические задачи. Предполагалось, что СССР должны вести подрывную работу во всех тех странах, где была возможность коммунистического переворота. В дело были вовлечены полпредства, торговые фирмы, турбюро и научные институты. Шпионаж хорошо финансировался и был поставлен на широкую ногу.
Советы активно поддерживали китайских коммунистов, которые в 1927 году заняли английские концессии Ханькоу и Цзюцзян. В феврале 1927 года, министр иностранных дел Великобритании Остин Чемберлен потребовал от СССР прекратить антибританскую пропаганду и вмешательство в Китае. Британия угрожала разрывом дипломатических и торговых отношений. Советы отреагировали мгновенно. В газете «Правда» министр иностранных дел СССР Чичерин опубликовал статью «Наш ответ на английскую ноту», а чуть позже в той же «Правде» вышла статья «Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену!». Смысл сводился к обычному «вы всё врете» и перечислению английских пропагандистских и антисоветских грехов.
Дипломатические и торговые отношения с Англией были разорваны. Активизировалась белогвардейская агентура. В СССР было осуществлено несколько терактов. Начались гонения на левую оппозицию внутри Советского Союза – троцкистов. В воздухе замаячил призрак новой войны.
Неудивительно, что в прессе развернулась невиданная по своим масштабам пропагандистская кампания – «Наш ответ Чемберлену». «Осоавиахим» начал собирать средств на строительство воздушного флота под названием «Наш ответ Чемберлену». В каждом номере «Правды» работники заводов, учителя, врачи публиковали свой «Ответ Чемберлену». В разных сатирических журналах на разный манер переделывалась картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», только вместо султана был конечно Остин Чемберлен. Было нарисовано сотни политических карикатур и пропагандистских плакатов. В романе Ильфа и Петрова «12 стульев» постоянно вспоминается британский чиновник: «Понесли чучело английского министра Чемберлена, которого рабочий с анатомической мускулатурой бил картонным молотом по цилиндру».
Бедный министр иностранных дел наверно должен был умереть от икоты, потому что его вспоминала даже корова в далеком дагестанском селе, которую придумали художники журнала «Крокодил». Рисунок появился по мотивам новости о том, что дагестанские горцы пожертвовали в фонд ответа Чемберлену однодневный удой молока.
Журнал «Крокодил»
1927 г.
«Ответ Чемберлену»
рис. К. Ротова.
1927 г.
«Ответ Чемберлену»
рис. К. Ротова.
Комментарии
Отправить комментарий