Четыре года времени
«Дайте мне четыре года времени!» - заявил Гитлер после того как в начале 1933 года стал рейхсканцлером Германии. На деле это означало, что с этих пор Германия игнорирует положения Версальского договора, согласно которому страна имела серьезные ограничения в военной сфере.
Теперь был взят курс на перевооружение Рейха. На словах и для всего мира – это выглядело так, как будто немцы заняты подъемом страны. Действительно, создавались новые рабочие места, строились автобаны, экономика развивалась. Но на деле, Гитлер развернул масштабную деятельность по реорганизации армии.
В этом подъеме Германии, большую роль сыграл немецкий и иностранный большой бизнес. Банки Англии и США охотно занимали немецким фирмам и министерствам деньги, а перечень компаний, которые так или иначе вложились в военное развитие нацистской Германии исчислялось сотнями. Porshe делал танки, Volkswagen делали армейские автомобили для перевоза личного состава и боеприпасов, Junkers, которые и сейчас делают нагреватели и газовые колонки строили бомбардировщики, BMW собирали на своих предприятиях самолеты и военные мотоциклы, Krupp – бронебойные сплавы, подводные лодки и военно-морскую технику, Bosch – делали электронику для военных нужд, в том числе для самолетов. А фирма «I.G. Farbenindustrie», в которую активно вкладывались американские «General Motors», от красителей перешли к смертельным газам, которыми умерщвляли узников концлагерей. И показатели у промышленного гиганта тоже были промышленные – один миллион человек убитых.
Помимо американских и английских банков, нефтяных компаний таких как JP Morgan, Goldman Sachs & Co, Standard Oil, в военном переоснащении Германии поучаствовали даже Hugo Boss – немецкая форма для солдат и офицеров, Fanta – тонизирующие напитки для солдат, а также Nestle – армейский шоколад, Maggi – бульонные полуфабрикаты.
Бизнес процветал. Генри Форд, антисемит и активный симпатик Гитлера, штамповал на своих предприятиях военные грузовики и продавал их и немцам, и американцам. Монтегю Норман, управляющий банком Англии был на прямой связи с нацистами и активно содействовал их негласному кредитованию. Рейхсбанк, который со временем полностью был переподчинен правительству Рейха, выдал на военные нужды миллиарды марок, половина из которых были иностранными кредитами.
Все это не могло тревожить мир. И хотя политика, например, той же Англии, уже в 1934 году резко отмежевалась от Гитлера, крупный бизнес, в том числе других стран продолжал с ним активно сотрудничать. Святость частной собственности не давала правительствам вмешиваться в экономические дела. В то же время – многие государства получали выгоду, а когда опомнились было уже поздно.
Эту инерцию тонко прочувствовал английский карикатурист Партридж, который уже в 1934 году в своем рисунке для журнала «Punch» предостерег от «миролюбивости» Гитлера.
Гитлера, который кстати, принимая активное участие в развитие экономики Рейха, лично придумал дизайн знаменитого «народного автомобиля» Фольксваген-Жук.
Журнал «Punch»
1934 г.
«Отражение Адольфа в зеркале. Как ужасно я сегодня выгляжу!» Надпись на зеркале "По мнению зарубежа".
рис. Бернард Партридж
1934 г.
«Отражение Адольфа в зеркале. Как ужасно я сегодня выгляжу!» Надпись на зеркале "По мнению зарубежа".
рис. Бернард Партридж
Комментарии
Отправить комментарий